март, 2024

Научно-исследовательский журнал «Обзор педагогических исследований» opi-journal.ru

«Использование мышечного тестирования в теории и методологии физической культуры и спорта»

Манохин И.А., Российская академия медико-социальной реабилиации
Аннотация: актуальность темы определяется тем, что численность людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, увеличивается с каждым годом, поэтому важно сформировать правильную компетенцию здорового образа жизни и физического развития. В работе показано, что в решении этой задачи одну из главных ролей играет системный грамотный подход в теории и методологии обучения физической культуре, которая в свою очередь позволяет использовать мышечное тестирование с последующим исправлением патологических реакций с помощью физических упражнений.
Большинство современных авторов теории физической подготовки застряли в философии 60-80-х годах прошлого века. Для них теоретические исследования в рамках эмпирических наблюдений остаются истинно абстрактными выводами, нежели четкой математически выверенной реальной моделью. Такая позиция мешает создать практическую концепцию методологии физической культуры и спорта. Для решения этой задачи, в рамках работы, предлагаем междисциплинарный подход, который объединит методологию физической культуры и неврологические методы диагностики мышечного тонуса. Такой симбиоз позволит провести эффективный анализ двигательной деятельности и решить четко поставленные двигательные задачи.

В статье акцентируется внимание на том, почему важно мышечное тестирование. Оно не только позволяет выявить стрессы и дисбалансы испытуемых, но и вовремя предупреждать сбои в работе организма, чтобы минимизировать травмы и органические нарушения. Благодаря данному методу тренер имеет возможность, наиболее точно и быстро диагностировать проблемы в физическом состоянии спортсменов и, используя индивидуальный подход оперативно скорректировать учебно-тренировочный процесс.

Ключевые слова: мышечное тестирование, метод, кинезиология, биомеханика, диагностика, физическая культура, спорт
Введение

Метод мышечного тестирования был разработан в начале 20-го века для измерения мышечной силы у пациентов с полиомиелитом. Позже он был адаптирован Джорджем Дж. Гудхартом, который основал прикладную кинезиологию, которую в настоящее время часто используют в спортивной медицине [10, с. 215-220]. Но по сути Гудхарта интересовало нечто гораздо большее, чем просто мышечная сила, по его мнению, мышцы могут быть фактически коммуникационными воротами к нервной системе [4, с. 108].

Как и в случае с другими методами биологической обратной связи, многие критики настроены крайне скептически, однако доказательная база прикладной кинезиологии непрерывно расширяется [9, с. 15]. Мышечное тестирование – это диагностический инструмент, который использует собственную нервную систему организма – форму биологической обратной связи – для выявления скрытых проблем. Человеческое тело знает, что с ним не так, но, к сожалению, оно не может оставить сообщение или отправить по электронной почте список того, что работает неправильно. Однако оно может взаимодействовать посредством включения или выключения мышц тела.

Материалы и методы исследований

Для понимания сложносоставного движения, в котором участвуют разные мышечные группы, необходимо упростить это движение и разобрать его на отдельные части. Но неправомерное упрощение больше вводит в заблуждение, чем помогает разобраться в столь сложном феномене, как спортивная двигательная активность [5, с. 128]. Именно поэтому спортивная биомеханика так далека от практического спорта.

Биомеханика в спорте включает в себя детальный анализ спортивных движений с целью минимизации риска травм и улучшения спортивных результатов. Биомеханика спорта и физических упражнений охватывает область науки, связанную с анализом механики движений человека. Это относится к описанию, детальному анализу и оценке движений человека во время занятий спортом [3, с. 56].

Механика – это раздел физики, который занимается описанием движения и того, как силы создают движение. Таким образом, спортивная биомеханика – это наука, объясняющая, как и почему человеческое тело движется тем или иным образом. В спорте и физических упражнениях это определение часто расширяется, чтобы также учитывать взаимодействие между спортсменом, его оборудованием и окружающей средой.

Биомеханика традиционно делится на области кинематики и кинетики. Кинематика – это раздел механики, который имеет дело с геометрией движения объектов, включая перемещение, скорость и ускорение, без учета сил, которые производят движение. Кинетика – это изучение взаимосвязей между силовой системой, действующей на тело, и изменениями, которые она производит при движении тела [4, с. 228]. С точки зрения этого, существуют скелетные, мышечные и неврологические соображения, которые мы должны учитывать при описании биомеханики.
Результаты и обсуждения

Первые попытки скомпоновать их в единую структуру были предприняты Бернштейном Н.А. В своей работе «Очерки по физиологии и физиологии активности: Очерк одиннадцатый, пути и задачи физиологии активности», он говорит, что нервная система управляет не отдельно взятым органом или мышцей, а цепочкой реакций, которая постоянно меняется в зависимости от положения тела, влияния факторов внешней среды и непрерывно подаваемых сигналов от органов чувств [1, с. 33].

В исследованиях Н.А. Бернштейна, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Н.Д. Гордеевой экспериментально показано, живое движение реагирует, во-вторых, законно эволюционирует и инволюционирует [11, с. 103-126]. Получается, что само движение определяется не силой мышц и целостностью опорно-связочного аппарата, а определенной последовательностью нервных импульсов, идущих по эфферентным волокнам от головного мозга ко всем структурным компонентам всего организма. Получается, что основная задача стабилизировать эту систему и при ее «поломке» и найти максимально эффективный способ для стабилизации.

На сегодняшний день «мостиком» между биомеханикой и нервной системой является кинезиология. Несмотря на то, что в публикациях есть много спорных не научных моментов, кинезиология хорошо зарекомендовала себя в адаптивной физической культуре, реабилитации и других медицинских направлениях, занимающихся восстановлением двигательных актов. В ее основе лежит мышечное тестирование с последующей коррекцией асимметрии, боли различной этиологии, функциональных расстройств внутренних органов и т.д. То есть усилие направлено на исправление «поломки», которая по различным причинам произошла в организме [8, с. 130].

Наш метод будет включать мышечное тестирование с последующим исправлением патологических реакций с помощью физических упражнений и закреплением правильного двигательного акта по средствам автоматической беговой дорожки. В качестве примера рассмотрим тестирование в положении сидя, нога согнута в коленном и тазобедренном суставе, положение стопы – на себя/ от себя. Корректирующее движение – ходьба вокруг предмета вправо и влево. Закрепление правильно настроенных реакций – ходьба на автоматической беговой дорожке.

Использование слова «мышцы» подразумевает, что эти тесты специфичны для мышечной системы, хотя другие системы могут повлиять на результаты. Например, эти тесты не были бы надежными для оценки поражения суставов и/или фасциальных нарушений, и, хотя выраженная слабость может свидетельствовать о поражении нервной системы, для подтверждения диагноза потребовалось бы дальнейшее тестирование. Использование понятия «тест» подразумевает, что это средство определения «правильного» уровня мышечной силы.

Прочная основа знаний в области анатомии опорно-двигательного аппарата является обязательным условием, поскольку положения для тестирования, диапазон движений, сопротивление и определение компенсаций будут зависеть от размера, функции и действия тестируемой мышцы. Понимание основ постуральной дисфункции, науки о движениях человека и того, какие мышцы, вероятно, проявляют недостаточную активность, важно для выбора подходящих мышечных тестов для данной дисфункции.

Методика. Тестирование было проведено на базе спортивного зала, с людьми, занимающимися различными направлениями: тяжелая атлетика, легкая атлетика, групповой фитнес, бокс и т.д. Отсутствие привязки к спортивному профилю обусловлено универсальностью нашего метода, который может быть применен в любой выбранной области.

Исходное положение №1: сидя на краю тумбы, спина прямая, голова смотрит прямо, лицо расслаблено (зубы не сомкнуты), расслабленные руки опущены вдоль туловища, ладони раскрыты смотрят внутрь, одна нога, согнута в тазобедренном и коленном суставе, поднята вверх, стопа направлена на себя, противоположная нога стоит на полу с опорой на всю стопу (носок и пятка не отрываются). Оказывая давление на нижнюю треть бедра правильной реакцией должна быть сила. То есть человек удерживает ногу в исходном положении без смены положения тела.

Исходное положение №2: сидя на краю тумбы, спина прямая, голова смотрит прямо, лицо расслаблено (зубы не сомкнуты), расслабленные руки опущены вдоль туловища, ладони раскрыты, одна нога, согнута в тазобедренном и коленном суставе, поднята вверх, стопа направлена от себя, противоположная нога стоит на полу с опорой на всю стопу (носок и пятка не отрываются). Оказывая давление на нижнюю треть бедра правильной реакцией должна быть слабость. То есть человек не может удерживать ногу в исходном положении без смены положения тела.

В случае, когда при проведении мышечного тестирования, реакция отличается от «эталонной», можно говорить о патологии мышечнофасциальной цепи. Проверку перекрестной реакции проводим в положении «стоя в разножке».

Исходное положение №3: стоя в разножке (одна нога совершает шаг вперед), спина прямая, голова смотрит прямо, лицо расслаблено (зубы не сомкнуты), вес тела равномерно распределен на обе конечности, рука, противоположная от ноги, стоящей впереди, вытянута вперед, ладонь смотрит вниз, другая рука – опущена вдоль тела, ладонь развернута внутрь. Оказывая давление на вытянутую верхнюю конечность мышцы должны ответить силой. То есть человек может удержать руку в исходном положении, без смены положения тела [10 с. 215-220].
Отметим, что любые изменения тестируемого рычага повлияют на исходный результат. Поэтому обязательно смотрим за локтями – они не должны быть в согнутом или полусогнутом положении. В этом случае человек компенсирует работу плечевого сустава мышцами плеча. То есть во время ходьбы на автоматической беговой дорожке, он будет вышагивать «от локтя», сгибая и разгибая руку, не вовлекая в процесс плечо и другие мышечные группы, которые должны участвовать в этом двигательном акте.

То есть получается, что любые «искривления» в теле во время мышечного тестирования, которые человек, чаще всего делает непроизвольно, приводят к еще большим зажимам и формированию «компенсаторных дуг». Поэтому очень важно, чтобы тестирующий внимательно смотрел за положением тела тестируемого во избежание получения ложноположительного результата [12 с. 72- 82].

А теперь посмотрим, как взаимодействуют реакции стопы с шейными реакциями. Тестируем человека в исходном положении №1 и исходном положении №2. Если реакции не нарушены, то человек находится в балансе. Теперь, в исходном положении №1, просим человека повернуть голову в одноименную ногу. Правильной реакцией будет сила – человек удерживает ногу, при оказываемом на него давлении. При повороте головы в противоположную строну – правильной реакцией будет слабость.

При исходном положении №2, голова повернута в сторону одноименной ноги правильной реакцией будет слабость. Поворот головы в противоположную сторону покажет нам – силу, то есть человек удерживает ногу в исходном положении при оказываемом на него давлении. Тестирование можно начинать с любой ноги, на результат это не повлияет.

Идеальная модель реакции, которая говорит нам о готовности ног к обучению ходьбе заключается в том, что человек правильно реагирует на мышечное тестирование в исходном положении №1 и исходном положении №2 как в покое, так и после ходьбы по кругу, вокруг предмета вправо и влево – это может быть любой предмер, например, стул, тумба, табурет и т.д.

После того, как начальные реакции настроены, ставим человека на беговую дорожку. Специальные методические указания:

- Ходьба выполняется «в гору», угол дорожки 10-16 процентов;
- Скорость – 0.8-2 км/ч (при комфортном самочувствии скорость повышается до 3 км/ч);
- В процессе ходьбы, стопы располагаются параллельно друг другу;
- «Перетекание» одной позы в другую происходит плавно, без резких движений;
- Шаги короткие, колено впереди стоящей ноги полностью не разгибается;
- Руки работают согласованно с ногами;
- Голова стоит на месте. Для этого на сверху можно положить блокнот или книгу, чтобы спортсмену (занимающемуся) было проще контролировать процесс.

Результаты. Достаточно десяти минут, чтобы закрепить правильно настроенные реакции. А оценить работу на автоматической беговой дорожке поможет ощущение «колеса в ногах». Этот термин часто встречается в легкой атлетике и характеризуется как процесс автоматического вышагивания после остановки, которой предшествовало циклическое действие (в нашем случае это ходьба). То есть испытуемый, после того как сойдет с автоматической беговой дорожки должен почувствовать, как его ноги «просят» совершать шаги уже на ровной не движущейся поверхности.

Надежность относится к способности теста или оценки давать неизменно точные результаты раз за разом, независимо от того, кто проводит оценку. Если оценка не может дать согласованных результатов, специалист не может определить точность измерения, сравнить это измерение с нормативными данными или повторно оценить и сравнить измерения, сделанные в две разные даты. Хотя психометрия и статистика, используемые для определения того, действительно ли тест надежен, немного сложны, концепция, лежащая в основе надежности, довольно проста и делится на две широкие категории. Надежность между тестировщиками – оценивает соответствие (или отсутствие такового) между двумя или более тестировщиками в их оценке. Надежность внутри тестировщика оценивает соответствие (или отсутствие такового) между результатами тестов от одного тестировщика к следующему (проводимому одним тестировщиком).
Выводы

С помощью мышечного тестирования, базового корректирующего упражнения и правильно закрепленного двигательного акта на автоматической беговой дорожке можно улучшить спортивные результаты и снизить риск получения травм. Эмпирический эксперимент показал, что с помощью данной методологии испытуемые показывают более высокий результат с минимальными болевыми и другими неприятными ощущения вовремя, после и через несколько дней после тренировки.

Отметим, что данный комплексный подход отнимает достаточно много времени, особенно если тренер занимается не индивидуально, а с группой. Кроме того, стоит учитывать, что тестирующий (в нашем случае это тренер) должен обладать глубокими знаниями анатомии, физиологии, биохимии и техникой проведения мышечного тестирования, чтобы корректно провести манипуляцию с последующей коррекцией и закреплением правильно настроенных двигательных навыков на автоматической беговой дорожке.

Несмотря на все сложности, мы глубоко убеждены, что всегда лучше предупредить травмы и органические нарушения, чем потом их восстанавливать. Представленный метод, несмотря на всю сложность проведения, достоин стать одним из ключевых звеньев методологии физической культуры и спорта.
Список источников

1. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность М., 2012. 494 с. 2. Букуп К. Клиническое исследование костей, суставов и мышц: пер. с англ., М.: Мед. лит., 2007. 320 с.
3. Васильева Л.Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии. М.: ВИС, 2003. 84 с.
4. Кинезиология // Клиническая психология: сл / Под ред. Н.Д. Твороговой. М., 2007. 416 с.
5. Коренберг В.Б. Лекции по спортивной биомеханике с элементами кинезиологии, 2011 г. 205 с.
6. Красноярова Н.А. Анатомо-физиологические особенности скелетных мышц и тесты для их исследования – учеб. пособ. Алматы, 2004. 199 с.
7. Стекко Карл Полный атлас анатомии человека. Мышечно-фасциальные цепи Издательство АСТ, 2022 г. 392 с.
8. Сейффарт Х. Мышцы: жизнь в движении: пер. с норв. М.: Знание, 1980. 224 с.
9. Шмидт И.Р. Введение в прикладную кинезиологию. Мануальная медицина. 1994. № 8. С. 30.
10. Юльцова М.М. Прикладная кинезиология, как путь адаптации организма // Вестник науки. 2019. Т. 4. № 12 (21). С. 215 – 220.
11. Ярославцева Е.И. Феномен саморазвития человека: кинезиология как тезаурус тела // Горизонты гуманитарного знания. 2019. № 2. С. 103 – 126.
12. Hsieh C.Y. et al. H.Reliability of manual muscle testing with a computerized dynamometer // Journ. Manipulative Physiol. Ther. 1990. Vol. 13. № 2. P. 72 – 82.
Источник материала: https://opi-journal.ru/wp-content/uploads/2024/03/opi-tom-6-1-2024.pdf
Манохин И.А. Использование мышечного тестирования в теории и методологии физической культуры и спорта // Обзор педагогических исследований. 2024. Том 6. № 1. С. 219 – 223. DOI: 10.58224/2687-0428-2024-6-1-219-223 Поступила в редакцию: 19 октября 2023 г.; Одобрена после рецензирования: 20 декабря 2023 г.; Принята к публикации: 9 февраля 2024 г.
Брошюра «Как научиться правильно ходить»
+ видеоматериал на 60 мин

Ходить или переставлять ноги - выбор каждого. Но согласитесь, приятнее парить над землей, нежели просто волочиться по ней...
+7 (912) 877-93-94
igormanokhin.ru@ya.ru
Комплексная ДЮСШОР – Ижевск,
спортивная школа олимпийского резерва