Все – на лыжню!
Чтобы воздействовать на проблему, используются разные методики, в зависимости от того, какой анализатор пострадал – зрительный либо система лабиринтных рефлексов – то есть среднее ухо и вестибулярный аппарат. Но при этом существуют общие механизмы механорегуляции.
И первое, с чего надо начинать реабилитацию, – научить человека правильно ходить.
Самый универсальный способ для восстановления правильных двигательных навыков, для решения проблемы асимметрии, о которой я уже сказал, – это ходьба на беговой дорожке. При выполнении этого, казалось бы, несложного задания нужно соблюдать много правил, и главное – проталкивать ногами движущееся полотно (имитация ходьбы по песку), и никак иначе. А самая основная наша задача – научиться вышагивать автоматически после того, как движение будет прекращено. Это чувство так называемого «колеса в ногах», которое испытывают все бегуны, если, конечно, их научат правильно бегать. У пловцов – это «колесо в руках», после того, как они кролем проплыли дистанцию, их плечи ещё пытаются совершать движение. Это те механизмы автоматизма, которые нам нужны для освоения правильной техники ходьбы. И мы никогда не испытаем этого условного колеса в ногах или в руках, если неправильно идём или плывём. А знаете, почему? Потому что автоматизм должен в равных количествах, 50 на 50%, задействовать как правую, так и левую ноги, они должны работать симметрично и согласованно. А по факту получается, что 70% работы выполняет ведущая правая или левая конечность, и чем сильнее эта асимметрия нарастает, тем больше проблем возникает с позвоночником.
Если нет желания и возможности ходить в спортзал либо вы по какой-то причине не любите беговую дорожку, начните с… лыж. Чтобы избежать проблем с осанкой, надо укреплять мышцы равновесия, и обычные лыжи, как бы парадоксально это ни звучало, отлично с этим справляются.
Закон первый: чтобы научиться правильно ездить на лыжах, нужно освоить одноопорное скольжение. Почему в детском саду или в школе, когда начинаются первые уроки на лыжах, не дают в руки палки? Чтобы дети научились скользить и держать равновесие.
Нас интересует классический ход, и желательно – попеременный. Коньковый ход для здоровья мы не рассматриваем ни в коем случае! Он вызывает скручивающую (торсионную) нагрузку даже у совершенно здорового человека. А при одноопорном скольжении руки работают поочерёдно, глубина и длина шага так или иначе улучшаются и существующая асимметрия волей или неволей будет решаться.
Итак, встаём на лыжи и ищем правильного тренера. Если не хотите тратить время на этот вопрос, читайте старые учебники, 1960–1970-х годов. В них всё написано – как правильно подобрать длину палки, петлю, в которую вставляем руку – для одних это элементарно, а для других – открытие.
Когда руку с палкой отводим назад, поднимая вверх, палка должна быть продолжением руки, то есть её конец не должен остаться на полу. Классическая длина палки – по подмышку… Лучше использовать обыкновенные деревянные лыжи, но если вы предпочитаете пластиковые, то они обязательно должны быть для классического хода. Те, которые предназначены для конька, очень неудобны для классики. Это надо сразу учитывать.
Еще момент: многие люди любят езду на горных лыжах. Пожалуйста. Но знайте: в этом случае в большей степени нарабатываются статические рефлексы, а не динамические. Они тренируют ряд вестибулярных (лабиринтных) рефлексов – это в любом случае хорошо, но в данном виде спорта нет последовательной физической работы рук и ног, и, соответственно, вопрос асимметрии, о котором мы говорим, не решается.