Евгений Кузнецов: «Медицина XXI века – это, в первую очередь, реабилитация»
… Несколько лет назад ижевский спортсмен Игорь Манохин встретился с ижевским врачом Евгением Кузнецовым по конкретным врачебным вопросам. «Начали общаться, и Евгений Павлович фактически открыл мне многомерную медицину, – рассказывает Игорь Манохин. – Когда же мы узнали, что пациенты Евгения Павловича и мои клиенты – одни те же лица, то поняли, что решаем одну и ту же проблему, только с разных концов. Поэтому мы неизбежно должны были найти друг друга».
От бревна к человеку
Кузнецов: Волею судеб я превратился из хирурга в специалиста по «невнятным» хроническим болезням. Это когда по анализам человек здоров, но, вопреки уверениям врачей, ощущает себя больным и бессильным. Эти люди ходят к разным специалистам до тех пор, пока не устанут друг от друга. А потом такие пациенты становятся легкой добычей шарлатанов всех мастей. Ну и где вылечившиеся, я уже не говорю о здоровых? Их доля среди нашего населения ничтожна.
Здоровье нашего человека – как чемодан без ручки: и нести неудобно, и бросить жалко: и поправить не получается, и плюнуть на страдание невозможно. Но, как оказалось, с такими пациентами можно и нужно работать без привлечения нанотехнологий и экстрасенсорики. Никаких секретов в этом нет – если проблема не решается, надо изменить точку зрения на проблему. Чтобы избавиться от хронических мозолей, нет нужды изучать геном человека. Надо сменить тапочки и двигаться дальше.
Игорь Манохин: Как сказал однажды наш известный спортсмен Сергей Докукин: придумывать и обосновывать должен ученый, а учить и совершенствовать – мастер. Вот мы и работаем вдвоем – врач и тренер. Мы дополняем друг друга в восприятии человека.
Тело человека можно представить по-разному. Можно, скажем, в образе … бревна. Оно состоит из трех слоев. Так вот, у человека «кора» – основные мышцы, формирующие наш силуэт, средний слой – диафрагма, дыхательная мускулатура и область малого таза. Третий слой, сердцевина – мышцы, удерживающие межпозвонковые диски. И в самом центре – внутренние органы. Органы – отдельно, а руки-ноги - опорно-двигательный аппарат – отдельно. Мышцами занимается тренер. Внутренностями – врач. Это привычный взгляд.
Кузнецов: А можно представить тело человека в виде ажурной, непрерывно движущейся упругой конструкции, типа Эйфелевой башни, где все слои переплетены между собой. В теле, как в атмосфере, создаются и движутся фронты давлений и температур, есть бурные реки и зарастающие болота, может быть ясная погода, а может – буря и наводнение. Так что все дело в эффективной научной метафоре.
Каждый орган в нашем теле находится на своем уникальном месте. Его удерживают фасции и мышцы в оптимальном для его работы положении. Поэтому без здорового опорно-двигательного аппарата внутренние органы адекватно функционировать не могут. Медицина, к счастью, многомерна. Но как это привыкшим к «плоской» действительности и действиям на уровне безусловных рефлексов?
Образ традиционной жизни
Медицина XXI века – это в первую очередь реабилитация. Но это, как оказалось, не очевидно. Для рядовых обывателей главная наука – хирургия по всем поводам: что опухоль удалить, что лицо подправить. Перефразируя Григория Горина, в ответ на возмущенный вопрос: «И вот эта вот ээээ… – что, наша медицина?» – можно воскликнуть: «Хуже. Это наше здравоохранение!». Потому что в последние годы наше здравоохранение очень часто напоминает русский бунт: такое же бессмысленное и беспощадное.
Есть ли прогресс в лечении так называемых хронических болезней? Таких, как пищеводные грыжи, остеохондроз, вегетососудистые дистонии, хронический панкреатит, дискинезия желчевыводящих путей, хронический гастрит? Насморк? Нет. Зачастую до сих пор не определена суть страдания. Что такое «метаболический синдром», «синдром раздраженной кишки»? Это бессодержательные понятия, скрывающие неспособность врача разобраться в страданиях пациента. Поэтому и нет успехов у терапевтов, кроме увеличения прибыли фармацевтических компаний. Какой из этого вывод? Еще больше принимать медикаментов? Нет. Надо изменить точку зрения на проблему.
Трудно вылечить болезнь, особенно если ее нет! Всё вышеперечисленное – не болезни, а некие затянувшиеся реакции на установившийся образ жизни, основной составляющей которой является житейская лень. Для обозначения таких недугов можно ввести понятие «дисадаптоз», но, боюсь, коллеги не поймут такого юмора.
Лень и пристрастие к халяве – суть общества потребления. Поэтому болезни цивилизации потребления медикаментами не лечатся. Как писала еще Агния Барто: «Но нельзя сказать врачу: «Дайте средство мне от лени, от могу, но не хочу!»» Почему же очевидное для детской поэтессы Барто утверждение неочевидно для пациентов и врачей в XXI веке?
Наш образ жизни – огромная вредная привычка, которую надо не подлечивать, а искоренять. По большому счету, это страх перед жизнью и болезненное неумение жить. Они закономерно вытекают из навязанной ложной мотивации, порочного восприятия окружающей действительности и самого себя, что, в свою очередь, порождает порочный образ действий. Человек получает неизбежный итог – набор порочных физиологических стереотипов, который необоснованно называют хроническим заболеванием.
Бичом XXI века стали не чума и холера, а ожирение и хронический запор. В США они вообще признаны национальной проблемой. Почему мы столь близоруки, что вслед за товарами импортируем чуждые нам жизненные ценности и человеческие отношения – пресловутую «американскую мечту»? Импортируем чуждые привычки. С каких пор в России жевание попкорна стало неотъемлемым атрибутом похода в кино?
Вместе с импортируемым образом жизни мы импортируем и их болезни. Точно также, как 200 лет назад белые цивилизаторы вместе с дешевыми бусами принесли большинству аборигенных народов деградацию, алкоголизм и сифилис. Поэтому нужно не столько лечить, сколько учить людей правильно взаимодействовать с окружающим миром.
Ходить правильно
Манохин: Начинать нужно с восстановления двигательных стереотипов. Подавляющее большинство нашего населения не умеет ходить! Потому что в раннем детстве перестает использовать свои ноги, ягодицы и спину по прямому назначению. Вместо километров ежедневной ходьбы люди привыкают быть пассажиром. Кстати, человек, не умеющий правильно ходить, никогда не сможет безопасно сидеть на стуле! К счастью, и в 40 лет не поздно доучиться тому, что не доделал в трехлетнем возрасте, например, ходить.
Кузнецов: К сожалению, современная медицина и физиология еще не оценили роль опорно-двигательного аппарата для эффективной работы внутренних органов. Эта методологическая ошибка нам досталась в наследие от механистической физиологии XIX века – от Сеченова, Павлова и их учеников. Оно и понятно – интенсивная мышечная работа, в том числе ходьба пешком, колка дров и т.п. в те времена были само собой разумеющейся частью привычного образа жизни. Еще не изобрели автомобиль, телевидение и фаст-фуд. Тем более, вся экспериментальная физиология изучалась на животных, у которых нет ортостатических проблем.
В учебнике по физиологии человека нет физиологии человека, но есть физиология собаки и лягушки, мышки и кошки. Только сейчас, с появлением методик визуализации – УЗИ, КТ, МРТ, мы можем, наконец, изучать настоящую физиологию и анатомию человека. Но сейчас мы вынуждены доказывать: без адекватной работы мышц, которые, кстати, являются самым массивным органом нашего тела, невозможна эффективная работа внутренних органов, например, поджелудочной железы.
Манохин: Человек уникален в своем прямохождении. Но мало кто осознает, что за это умение надо платить, а саму способность быть прямоходящими надо тренировать всю жизнь. Правильное движение выполняется по определенным законам. Нарушил закон – получай наказание, болезнь.
Кузнецов: Ньютон открыл законы гравитации, а мы до сих не знаем законов, по которым наше тело с этой гравитацией борется. Видимо, не созрело еще яблоко, которое упадет на нужную голову в нужный момент. Этот закон – внутри нас. Мы не отдаем себе отчета в этом, но постоянно неосознанно отслеживаем, как движутся окружающие. Язык движений непрерывно рассказывает, что происходит с человеком в данный момент. Надо просто быть внимательным, уметь видеть. Но почему-то всех смущает простота предложенных методов и действий.
Манохин: Есть тестовые движения, позволяющие оценить состояние организма на данный момент, есть ли проблемы со здоровьем, и предложить вариант борьбы с ними. Мы смотрим, легко может человек выполнить некое действие или есть блок? Если есть, начинаем работу. Вспомните, как учили в школе прыгать через козла: сначала был ряд подводящих к этому упражнений. Мы просим сделать несложные движения: походить, наклониться. Блок уходит сразу, но он будет возвращаться из-за сложившегося за годы неправильного мышления и двигательного стереотипа. Необходимо, чтобы человек вернул себе здоровые привычки и умения. Благодаря самым элементарным движениям мы начинаем восстанавливать правильный стереотип. Регулярное выполнение действий закрепляет их глубоко в подсознании. Когда человек научается, он говорит: «Боже, как все просто!» и может дальше заниматься сам, где угодно и когда угодно. Мы сознательно восстанавливаем то, что заложено в нас интуитивно! Награда – ощущение здорового тела.
Эти ощущения здоровья или недуга лежат в наших мышцах. Болезнь – срыв адаптации. Он случается даже у спортсменов высокого класса, вплоть до олимпийских чемпионов (они к нам тоже обращаются). Чтобы добиваться результатов, нужно разбивать неправильный двигательный стереотип. И неважно, по большому счету, с кем работаешь: с чемпионом или с обычным человеком.
Я, как тренер, должен создать ситуацию, которая научит правильно реагировать на неё. И вид спорта совершенно не имеет значения. В первую очередь, нужно менять отношение к тренировке. Её нужно воспринимать как урок, который чему-то учит или помогает усовершенствовать умения. Если же вы изначально приходите заниматься, чтобы выжать из себя максимум, – результата не будет.
То, что врачи считают хронической болезнью, в большинстве случаев есть сформированный «блок» – извращенный, но ставший привычным стереотип поведения, движения, отношения к жизни. Страх жизни, в первую очередь. Но если человек осознает это, значит, сможет его преодолеть. Важно сохранить этот настрой.
В поисках удовольствия
Самое главное: настоящий тренер учит не физкультуре, а получению удовольствие от жизни, от своего тела. Это его главная задача. Человек имеет немало резервов, которыми не умеет пользоваться. Мы учим его управлять своим телом, и начинаем с простого.
Например, многие, приходя на занятия в спортзал, интересуются: какое самое лучшее упражнение для мышц пресса? Его нет! Каждое по-своему хорошо, главное – научиться их делать правильно. Упражнения тоже делятся на простые, сложные и суперсложные. Начинайте с элементарного. И как можно раньше.
Очень важно (а, может быть, и самое главное!) – удовольствие, которое каждый спортсмен должен испытывать на тренировках или на старте. Кайф, кураж – как угодно назовите это радостное ощущение. Оно должно сопровождать все этапы работы – как предвкушение, как удовольствие от совершающегося действия и удовлетворение во время отдыха. Результат – не самоцель: не может человек, стиснув зубы, без потерь энергии и здоровья пробежать, например, 50 километров. А расслабившись – может. Один выходит на старт, предвкушая 50 километров удовольствия, а другой – 50 километров мучений. Кто победит – очевидно. В ином случае результат показать не получится, даже несмотря на большой объем проделанной работы, и люди «сгорают» очень быстро.
Манохин: Подавляющее большинство людей, не занимающихся спортом, находит много объективных причин, не позволяющих уделить себе время: от отсутствия времени до поиска хорошего спортзала и покупки тренировочного костюма. В общем, сто причин… Но легко подскажет и даже назовет целый список кафе, где поблизости можно перекусить. Словно и парковку искать не надо, и выбор меню не смущает.
Иными словами, у человека должна быть правильная мотивация, он должен четко понимать, для чего он это делает, и благодаря правильному исполнению действия получить удовольствие
Кузнецов: Чтобы приступить к тренировкам и начинать обучение тела, необходимо пройти профильное медицинское освидетельствование, оценить свои конституциональные особенности, выявить действительные и мнимые заболевания, определить границы физиологических нагрузок. Мы много лет тесно работаем с республиканским физкультурным диспансером, и у нас есть взаимопонимание и результаты. Но за пределами физдиспансера осознание этого идет туговато. В большинстве фитнес-центров нет даже тонометра! Каждый год «Скорая» увозит кого-нибудь из спортзала с тренировки.
Манохин: Выбирая тренера, поинтересуйтесь, есть ли у человека специальное образование? Есть профессии, где огромное значение имеют не только знания, но и опыт. Именно поэтому порой сложно найти хорошего массажиста: мало понимать, где мышца крепится и как работает. Взаимодействие тренера и тренируемого – это как игра на скрипке: человек руками чувствует, где нажать, а где расслабить, какое усилие создать, и в каком направлении. Как, не зная анатомии, физиологии, неврологии, других наук, не имея представления об устройстве человека, можно его тренировать?
Что делают тренеры-самоучки? Требуют быстрее и больше приседать, тянуть, жать, заставляя мышцы сокращаться. Но организм в силу разных причин и так напряжен, для чего его еще больше зажимать на тренировках, а потом удивляться: все болит? Так происходит, когда не воспринимают человека как цельную систему-бревно минимум из трех звеньев. Если одно сломалось, остальные это тоже почувствуют. Мы стараемся воссоздать целостность системы организма.
Кузнецов: Проблема, которую мы с Игорем осознали и пытаемся решить, для многих всё ещё не очевидна. Немудрено, поскольку она требует комплексного, планомерного, как сказали бы раньше – государственного подхода. По большому счету, всё упирается в необходимость изменить сложившийся в стране образ жизни, социальные институции и даже систему органов государственного управления. Но, как известно, практика – критерий истины. И многие пациенты убеждаются в эффективности этого подхода на собственном опыте – вылечиваются. Будьте здоровы!
Евгений Кузнецов, врач БУЗ 2-я ГКБ, к.м.н., преподаватель ИГМА и ИжГТУ, заслуженный изобретатель Удмуртской Республики.
Игорь Манохин, педагог по физической культуре, мастер спорта по бодибилдингу
Источник: http://www.izvestiaur.ru/health/10299901.html